«Придет Наум – наставит на ум». 14 декабря отмечается день Наума Грамотника | Химкинские новости

14 декабря 2020, 19:10

«Придет Наум – наставит на ум». 14 декабря отмечается день Наума Грамотника

«Придет Наум – наставит на ум». 14 декабря отмечается день Наума Грамотника

«Придет Наум – наставит на ум». 14 декабря отмечается день Наума Грамотника

День пророка Наума отмечается 14 декабря. С давних времен на Руси этот святой считался наставником, помощником и покровителем людей умственного труда. В школах и училищах его называли Грамотник.

В былые времена с 14 декабря в селах, деревнях и небольших городках детей начинали учить грамоте или отдавали в учение ремесленникам. С одной стороны, это было наиболее удобное время для овладения азами счета и чтения крестьянину, так как урожай уже был собран, подростковой и детской работы в доме практически не оставалось, на улице морозно, целыми днями приходится сидеть в доме, где душно, тесно, вечно кому-нибудь под руку попадаешь. А грамотный человек нужен в каждой семье. С другой стороны, приурочили начало занятий именно к первому дню декабря (по старому стилю), потому что покровителя дня (святого Наума) народные «языковеды» напрямую связали с учением.

В Центральном государственном архиве Московской области хранится доклад заведующей Озерским районным отделом народного образования Ореховой «Об итогах работы школ района за 3 четверть 1944 - 1945 учебного года и подготовка к экзаменам, и к новому 1945 – 1946 учебному году».

В суровые годы Великой Отечественной войны школьники и педагоги помогали стране, как могли – строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время.

Перед школами Озерского района стояла задача продолжить вовлечение в учебный процесс всех детей района. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. В течение года было принято в школы 278 учащихся, но недоработок по этому вопросу оставалось ещё много.

Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

Главное внимание обращалось на глубину и прочность знаний, и на повторение материала по всем предметам за прошлые годы. К концу третий четверти в Озерском районе обучалось 5700 учащихся (в городских школах было 3028 учащихся, а в сельских – 2672 учащегося).

Для повышения квалификации учителя-предметники и учителя начальных школ направлялись в Москву.

Несмотря на то, что еще шла война руководство школ изыскивало ресурсы для восстановления и ремонта школьных зданий. В этом им помогали руководители предприятий и колхозов района.

Таким образом, во время Великой Отечественной войны работниками народного образования Озерского района была проделана огромная работа по сохранению жизни детей, организации учебных занятий в условиях военного времени, восстановлению зданий школ.