Яндекс.Погода

четверг, 29 октября

пасмурно+4 °C

«Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних»

15 сент. 2018 г., 10:00

Просмотры: 415


Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК проведен круглый стол на тему: «Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних» (далее – круглый стол, мероприятие).

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты и общественных палат субъектов Российской Федерации, представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодежи, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, научных организаций, общественных и религиозных организаций. Открывая круглый стол, модератор отметил, что тема, составляющая предмет рассмотрения на данном мероприятии, является продолжением обсуждения, состоявшегося в Общественной палате 18 октября 2017 года в рамках круглого стола на тему: «Состояние преступности среди молодежи и меры профилактики», на котором было принято решение о проведении серии мероприятий в целях комплексной оценки проблем в сфере преступности в молодежной среде. 

Актуальность выбранной для обсуждения на круглом столе темы, по мнению участников, обусловлена, в первую очередь, высоким уровнем преступности среди несовершеннолетних лиц. В частности, отмечено, что в 2017 году несовершеннолетними от 14 до 18 лет включительно совершено более 45 тысяч преступлений. Также участники мероприятия не оставили без внимания произошедшие в начале с.г. в городах Перми, Челябинске и Улан–Удэ трагические события, связанные с подростковым насилием,
свидетельствующие о комплексных проблемах, решение которых предстоит государству. В то же время, как отметили участники круглого стола, фиксируется снижение количества преступлений, совершаемых этой категорией лиц, на
15,7 %, что свидетельствует об эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных в субъектах Российской Федерации, и ряда других органов (учреждений), являющихся участниками системы профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Однако при организации работы по пресечению и профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по мнению участников мероприятия, необходимо учитывать динамику и характер развития социальных процессов в обществе, которые могут повлиять на увеличение удельной доли таких преступлений. В связи с этим целесообразно наряду с применяемыми в настоящее время подходами в организации системы пресечения преступности и учета преступлений

1 Рекомендации Общественной палаты по итогам круглого стола на тему: «Состояние преступности
среди молодежи и меры профилактики» (исх. Общественной палаты от 3 мая 2018 года № 6ОП–2/894) направлены в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи. совершаемых несовершеннолетними, выработать принципиально новые, отвечающие современным вызовам, алгоритмы, обеспечивающие
эффективность профилактических мер. При определении повестки и векторов исследования и обсуждения в рамках круглого стола участники обратили внимание на то, что преступность несовершеннолетних следует рассматривать как систему правонарушений,
эффективная система противодействия которым на данном этапе не создана. Несовершеннолетние являются активными участниками жизни общества и государства и как лица, наиболее подверженные воздействию внешних факторов на генезис их личности ввиду несформировавшихся (либо характеризующихся гибкостью) мировоззренческих и поведенческих установок, возрастных особенностей пубертатного периода, инстинктивного поиска (приверженности) авторитетного менторского начала при выборе линии мышления, поведения, испытывают серьезное влияние различных субъектов, в том числе деструктивно нацеленных и преследующих
собственный интерес посредством использования подросткового ресурса. Так, в последнее время наблюдается тенденция вовлечения
несовершеннолетних лиц в экстремистскую, террористическую и иную противозаконную деятельность, протестные акции деструктивного характера.
В связи с этим участниками круглого стола большое внимание уделено обсуждению проблем, связанных с влиянием на несовершеннолетних технологий и инструментов массмедиа, роли средств массовой информации (далее – СМИ), других источников информации, в частности, сайтов в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), на сознание и формирование поведенческих установок несовершеннолетних. Данная проблема представляется участникам особенно острой в связи с распространением в сети «Интернет» сайтов субкультур, ориентированных на внедрение в повседневную жизнь стиля общения
уголовного мира, других сайтов антисоциальной направленности, транслированием через СМИ материалов, содержащих сцены либо призывы к проявлению жестокости. В связи с этим представляется необходимым формировать в СМИ симметричный объем социальной антирекламы и наполнять эфиры теле– и радиовещания материалами, создающими предпосылки к формированию позитивной законопослушной модели поведения у поколения несовершеннолетних.
При этом участники круглого стола обратили внимание на такой элемент саморегулирования СМИ, как советы по этике, представленные в различных организационных формах во многих странах мира. По разным экспертным оценкам, в мире сегодня действует от 54 до 82 советов по прессе. Совет по прессе, как правило, представляет собой орган, состоящий из журналистов, владельцев (учредителей) СМИ и представителей общественности, который рассматривает общественные жалобы на СМИ. Примером успешной реализации модели совета может явиться Комиссия по стандартам теле– и радиовещания (Broadcasting standards commission), Великобритания, которая занимается регулированием деятельности как государственных, так и частных теле– и радиокомпаний. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется частично Правительством Великобритании за счет бюджетных средств и непосредственн телерадиокомпаниями за счет собственных и иных привлеченных средств. В состав рабочей группы Комиссии входят 5 человек. Они занимаются выработкой основных правил вещания, а также, разбирательством поступивших от зрителей жалоб. Одной из основных задач Комиссии является ограничение вещания в телевизионном и радиоэфире насилия и другого рода материалов, не предназначенных для публичного вещания.
Информация о деятельности Комиссии публикуется в ежемесячном отчете. Отчет о результатах своей деятельности Комиссия представляет в Парламент Соединенного Королевства.

В Российской Федерации действует ряд подобных совещательных организаций. В частности, Общественная коллегия по жалобам на прессу создана по информации, размещенной на официальном сайте организации 2 , в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 СМИ и немедийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда. Коллегия рассматривает жалобы аудитории СМИ на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики. Однако, по мнению участников мероприятия, деятельность Общественной коллегии по жалобам на прессу не может быть признана достаточной и эффективной для целей противодействия деструктивному влиянию СМИ на несовершеннолетних. В связи с этим участники круглого стола обратили внимание на необходимость объединения ведущих российских СМИ в независимые саморегулируемые союзы в целях анализа влияния продуктов и контента, производимых массмедиа, на поведение несовершеннолетних, принятие ими решений о намерении совершения преступления, правонарушения либо иного антиобщественного действия, а также рассмотрения жалоб потребителей контента на материалы (информацию), имеющие деструктивную направленность и способные оказать пагубное влияние на
психическое и когнитивное развитие несовершеннолетних. Такие независимые структуры целесообразно формировать при участии
профессионального сообщества журналистов и специалистов в области информационных технологий, представителей федеральных органов исполнительной власти и учреждений, а также объединений потребителей контента, родительского сообщества. По мнению участников мероприятия, такая структура должна быть двухуровневой, обеспечивающей выработку
единых концептуальных подходов на федеральном уровне и рассмотрение проблем конкретных субъектов Российской Федерации, имеющих индивидуальные особенности.