Яндекс.Погода

четверг, 29 октября

облачно с прояснениями+5 °C

Покоритель небес

10 апр. 2014 г., 16:43

Просмотры: 292


Мы живем в удивительную эпоху, когда научно-технический прогресс постоянно ускоряется. Чуть более ста лет назад мало кто верил, что аппарат тяжелее воздуха сможет летать. Полеты за пределы земной атмосферы казались абсолютно нереальными. Но прошло совсем немного времени, и в течение жизни одного поколения человек преодолел земное тяготение, вышел в открытый космос, долетел до Луны и отправил автоматические космические аппараты почти ко всем планетам Солнечной системы. Человечество вступило в новую, космическую эру и настолько привыкло к этому, что сегодня полеты в космос воспринимаются совершенно обыденно.

Мы живем в удивительную эпоху, когда научно-технический прогресс постоянно ускоряется. Чуть более ста лет назад мало кто верил, что аппарат тяжелее воздуха сможет летать. Полеты за пределы земной атмосферы казались абсолютно нереальными. Но прошло совсем немного времени, и в течение жизни одного поколения человек преодолел земное тяготение, вышел в открытый космос, долетел до Луны и отправил автоматические космические аппараты почти ко всем планетам Солнечной системы. Человечество вступило в новую, космическую эру и настолько привыкло к этому, что сегодня полеты в космос воспринимаются совершенно обыденно.

Одним из тех, кто стоял у истоков отечественного самолетостроения и космонавтики, был Владимир Васильевич Кекин. Ровесник Юрия Гагарина, сослуживец Германа Титова и многолетний друг Юрия Волка, он внес неоценимый вклад в освоение воздушного пространства. Родился он на Урале. После десятилетки в 1953 году был призван в армию. Служил в поселке Сиверский в легендарной эскадрилье Ленинградского военного округа 26-го гвардейского истребительного авиационного полка, где было восемь Героев Советского Союза, один из которых – будущий космонавт Герман Титов. Нес круглосуточное боевое дежурство. Летал на советском реактивном истребителе МИГ-15, состоявшем в то время на вооружении многих стран. Полеты проходили в сложных метеоусловиях. К сожалению, не обходилось без катастроф. На глазах у товарищей разбился летчик Владимир Ваков. Одной из задач, стоящих перед летным составом, было уничтожение американских воздушных зондов, которые летали над советской территорией и осуществляли разведывательную деятельность. Сбить их было непросто, так как они представляли собой прозрачный воздушный шар. Ну а летчикам, которым это удавалось, командование выплачивало 1 тысячу рублей – сумму по тем временам немалую.

После демобилизации В.В. Кекин устроился в ОКБ-301, впоследствии НПО им. С. А. Лавочкина, радиомехаником самолетного оборудования в отдел летных испытаний. Возглавлял тогда предприятие генеральный конструктор Семен Алексеевич Лавочкин. Владимир Кекин готовил в полет летчиков для испытаний новых самолетов, проходивших на полигоне в городе Жуковский. Среди летчиков, с которыми ему довелось работать, были Андрей Григорьевич Кочетков и Аркадий Павлович Богородский. Со вторым его, по сути, познакомил Маршал Советского Союза Георгий Жуков, который как заказчик Министерства обороны привез Богородского в ОКБ-301.

В 1965 году наш герой в команде Семена Лавочкина принимал активное участие в испытании единственной в мире летательной машины «Буря-350», сваренной из титана. Эта машина стала прообразом современного американского шаттла.

Не раз жизнь сводила Владимира Васильевича с легендарными личностями, а вот с Юрием Гагариным впервые встретился в неожиданном для себя месте. Как вспоминает он сам, они с друзьями иногда позволяли себе сходить пообедать в ресторан «Волга», что в Северном речном порту. Однажды, когда они сидели за столиком в углу зала, в сопровождении группы товарищей в ресторан вошел Юрий Гагарин. Позабыв о еде, все устремили взгляды на него. Подождав, когда Гагарин с друзьями пообедал, подошли к нему за автографом. Все были очарованы простотой и открытостью первопроходца космоса. Этого молодому и любознательному Владимиру показалось мало, и он за кумиром миллионов последовал дальше. Его автомобиль он запомнил на всю жизнь. Это была черного цвета «Волга» ГАЗ-21 с госномером 78-78 МОА, а посередине горела желтая фара. В то время такого, как сейчас говорят, тюнинга не было даже у министров.

С Юрием Гагариным посчастливилось встретиться и его супруге. В апреле 1962 года Ю.А. Гагарин посетил НПО Энергомаш, куда также прибыл крупный советский ученый в области ракетно-космической техники Валентин Глушко, у которого Антонина Александровна проработала много лет секретарем. В память об этом событии сохранилась фотография – ее Владимир Васильевич бережет как семейную реликвию.

По признанию его самого, он всегда был равнодушен к наградам. Среди многочисленных медалей и почетных знаков отличия для него самым дорогим является «Диплом им. Ю.А. Гагарина», который ему вручил 12 апреля 1972 года трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Иван Кожедуб.

Оливер Муджири

Фото Романа Калугина