Яндекс.Погода

среда, 28 октября

облачно с прояснениями+7 °C

Перераспределение полномочий: цель и задачи

03 июля 2014 г., 11:17

Просмотры: 312


27 мая вступил в силу Федеральный закон № 136, вносящий изменения в 131-й Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления» и 184-й Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с этим законом регионы получили право определять порядок избрания и срок полномочий советов и глав муниципальных образований, перераспределять полномочия между государственными и местными органами власти.

27 мая вступил в силу Федеральный закон № 136, вносящий изменения в 131-й Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления» и 184-й Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с этим законом регионы получили право определять порядок избрания и срок полномочий советов и глав муниципальных образований, перераспределять полномочия между государственными и местными органами власти.

26 июня Московская областная Дума в первом чтении одобрила проект закона по перераспределению полномочий. Работа по организации этого процесса продолжается, в том числе – в рамках созданных отраслевых групп. В их состав вошли представители правительства области, органов местного самоуправления, депутаты областной Думы, а также эксперты.

Основная цель перераспределения полномочий – обеспечить комплексное развитие и решение проблем Подмосковья, навести порядок во всех сферах жизнедеятельности региона.

Каким должно быть самоуправление?

Как рассказал заместитель Председателя Правительства Московской области Михаил Кузнецов, дискуссия о необходимости перемен в организации местного самоуправления на федеральном уровне и в Московской области идет с прошлого года. Вопрос о несбалансированности полномочий и финансов муниципальной власти был поднят на встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями муниципальных образований.

«Есть общее понимание, что на сегодняшнем этапе необходима деполитизация местного самоуправления. Поэтому первым этапом был принят закон Московской области о порядке выборов для муниципалитетов, где выборы пройдут осенью. При этом учитывались мнения муниципалитетов и политических партий», – отметил заместитель Председателя Правительства.

Михаил Кузнецов подчеркнул, что федеральный закон дал право регионам самим определять модели формирования органов местного самоуправления. В Московской области из 359 муниципальных образований более чем в 240 главы избираются на прямых выборах, в том числе главы 31 городского округа и 26 районов. От прямых выборов, по словам Кузнецова, пришлось отказаться там, где политика превратилась не в борьбу идей, а в столкновение экономических интересов различных «групп влияния». По мере стабилизации ситуации в муниципальных образованиях областные власти готовы рассмотреть возврат к прямым выборам на тех территориях, где сегодня от прямого избрания главы пришлось отказаться.

В соответствии с федеральным законом изменения порядка избрания органов местного самоуправления, принятые областной Думой, должны быть отражены в Уставах городских округов, районов, поселений. На это отводится 3 месяца. За этот срок там, где был изменен порядок избрания главы или совета, должны пройти публичные слушания. После них – принятие изменений Устава.

Вторая часть работы по совершенствованию системы местного самоуправления, связанная с изменениями федерального законодательства, – перераспределение полномочий.

«К сожалению, несмотря на миллиардные бюджеты районов и другие финансовые возможности, за многие годы далеко не во всех территориях решены проблемы с детскими садами, инфраструктурой, долгами за услуги ЖКХ. Теперь решить их мы можем только в комплексе. В условиях, когда ближнее Подмосковье уже густо перезаселено, мы не можем позволить себе такую роскошь, как каждому двигаться в своем направлении. Иначе мы закончим коллапсом – как с точки зрения транспортной и социальной инфраструктуры, так и с точки зрения экономики. Сегодня порядка 1,5 млн людей каждый день ездят в Москву на работу. Это, конечно, недопустимо для нормального развития. Мы должны эти рабочие места создавать. А создавать их можно только путем комплексного развития территории, путем принятия централизованных решений», – сказал Михаил Кузнецов.

Гарантией комплексного решения проблем станет передача части полномочий, связанных с развитием территории, – градостроительная политика, транспортное обеспечение, земельные вопросы и ряд других, на областной уровень.

Земля – источник богатства

Муниципальным образованиям Подмосковья будет дан год на наведение порядка в сфере земельных отношений.

По словам первого заместителя министра имущественных отношений Игоря Трескова, с нынешней ситуацией мириться нельзя. Земельные ресурсы муниципального образования должны приносить пользу всем его жителям. Продажа земли, сдача ее в аренду – существенный источник дохода.

«При этом мы видим, что отдельные муниципалитеты сдают землю в аренду без торгов и не предпринимают мер по взысканию задолженности по арендной плате, – отметил Игорь Тресков. – Есть проблема нерационального использования земли, когда местные власти передают под жилую высотную застройку участок, предназначенный для сельскохозяйственных или промышленных нужд. Мы понимаем: если мы строим предприятие, то мы создаем дополнительные рабочие места, организуем налоговые поступления в бюджет. Если же отдаем землю под жилье, то мы берем на бюджет новые обязательства – строительство школ, больниц, детских садов, поликлиник. Прежде чем отдавать участок под многоэтажку, глава должен смотреть на план развития территории. Бездумно отдавая земли под застройку, глава в перспективе создает муниципалитету проблемы с социальной инфраструктурой, транспортной нагрузкой, ситуацией на рынке труда».

Правительство Московской области намерено добиться того, чтобы земельный рынок региона стал прозрачным, а свободные участки распределялись на конкурентной основе под наиболее привлекательные проекты.

Заместитель Председателя Московской областной Думы Никита Чаплин поднял вопрос о согласовании выделения участков для частного использования.

«Мы посоветовались с муниципалитетами, провели рабочую встречу. Мы все совместно приняли решение, что будет правильным поднять на региональный уровень полномочия по согласованию выделения земельных участков, под которые могут быть привлечены инвестиции, где может быть организовано промышленное производство, а следовательно – будет увеличено поступление средств в бюджеты наших муниципальных образований. Что касается участков для физических лиц – для граждан, дачников, садоводов, огородников, – то решение таких проблем должно остаться на местном уровне», – сказал Никита Чаплин.

Утилизацией отходов займётся регион

Собирать и вывозить мусор будут муниципалитеты, а полномочия по организации переработки и утилизации отходов перейдут на уровень региона. Такое разделение обязанностей определено областным законом, одобренным депутатами Мособлдумы в первом чтении.

Сегодня муниципалитетами исполняется только первая группа полномочий – сбор и вывоз мусора. Работа по переработке и утилизации отходов фактически не выполнялась. Поэтому было принято решение поднять этот вопрос на уровень региона.

Для улучшения экологической обстановки в регионе необходимо рассматривать вопрос о более глубокой переработке отходов. Простое их захоронение оказывает крайне негативное воздействие на окружающую среду. В Европе, например, от практики захоронения отказываются в пользу переработки отходов и утилизации ТБО на современных мусоросжигательных заводах, оснащенных системами очистки летучих газов, образующихся в результате горения.

Сегодня качественная утилизация отходов не может быть организована в рамках одного муниципального образования. Обработка отходов – довольно дорогостоящее мероприятие, и возникает необходимость строительства межмуниципальных объектов.

«С переводом полномочия на региональный уровень мы сможем организовать межмуниципальные центры по переработке отходов и выполнить поручение Губернатора Московской области – создать современную, экологичную систему переработки отходов в Подмосковье», – сказал министр экологии и природопользования Анзор Шомахов.

Будет порядок – будут и средства!

Практика показала, что реклама может стать серьезным источником доходов для бюджетов муниципальных образований. Например, в Одинцовском районе упорядочивание рынка наружной рекламы позволило привлечь в местный бюджет почти миллиард рублей, которые можно потратить на благоустройство, социальную инфраструктуру, дороги.

«И такой источник дохода должен быть в каждом муниципальном образовании. Перед нами стоит задача – навести порядок на территории Московской области, в том числе на рекламном рынке», – отметил заместитель руководителя Главного управления по информационной политике Московской области Александр Менчук.

В частности, на уровень региона могут быть переданы полномочия по выдаче и аннулированию разрешений на установку рекламных конструкций, а также по выдаче предписаний на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций.

Главным управлением по информационной политике был определен перечень критериев, по которым оценивается работа муниципального образования в сфере наружной рекламы.

«Фактически мы говорим о дисциплине. По федеральному законодательству в каждом муниципальном образовании должна быть схема размещения рекламных объектов. Поэтому, естественно, первое, что мы контролируем – наличие этих схем», –объяснил Александр Менчук.

Владимир Соколов

(По материалам Главного управления по информационной политике Московской области)